Итак, до своей поездки на фестиваль я взялся за крайне непростое дело, предприняв попытку структурировать и собрать, наконец, в единое целое свои философские взгляды. Раздумывая над этим и творя в голове мысленные заготовки новой записи, я условно разделил это повествование на три части. Первая, уже имевшая место быть 5 июля, - космологическая, охватывающая человеческое существование в рамках всей Вселенной; вторая, которой я хотел бы заняться сейчас, - социокультурная, посвящённая философии жизни людей в цивилизации; и третья, которая пока имеет лишь бледные тени в моей голове, - индивидуальная, основанная на влиянии близких межличностных отношений на отдельную личность.
В прошлый раз я пришёл к выводу, что существование человека бессмысленно в рамках Вселенной. Смерть ограничивает нас, а значит суть нашей жизни заключается не в каких-то будущих планах, поскольку нас эти планы никак не касаются. Исходя из своих привязанностей к конкретным людям или даже человечеству в целом можно и даже здорово заниматься альтруизмом навроде составления завещаний и благотворительности, зато подвиги вроде совершённого небезызвестным Александром Матросовым обращаются в ничто. Смерть должна наступать только тогда, когда иного выхода нет. Солдат в окопе, отказавшийся сдаваться боевикам и продолжающий безнадёжную пальбу, сделал правильный выбор: он умрёт в любом случае, а своим действием спасает чьи-то жизни. Но только максимальная оценка жизни собственной способна поднять человечество на новую высоту.
Этому препятсвует в первую очередь религия, но тут уж можно дождаться, пока эта змеюка окончательно издохнет, а пока наблюдать за конвульсиями. Этому препятствует во вторую очередь подмена ценностей, когда некоторое понятие: "страна" или "любовь" - вдруг становится важнее понятия "человек". Тем не менее, я верю, что наступит время, когда люди, пусть даже под давлением сверху, но начнут искать сходства, а не различия. Сами они на это неспособны, страсть к разрушению неумолима. Но высокие цели, которые ставят себе высшие руководители, способны творить чудеса, опускаясь вниз.
Наша жизнь вершится здесь и сейчас. Нет никакой загробной жизни, а будущее настолько неопределённо, что рассчитывать на него стоит разве что по мере необходимости. Человек по природе своей стремится к удовольствию, все его действия направлены в той или иной, порой очень загадочной, форме на реализацию, воплощение своих желаний в реальность. Мы ставим своей целью получение удовольствия, просто не всегда это признаём. Значит мы живём для того, чтобы получать удовольствие, в этом смысл каждой индивидуальной жизни.
Как известно, такие взгляды называются гедонизмом. Я категорически с ними согласен и признаю их правоту, что видно из написанных выше слов, ниоткуда, кроме как из моей головы, не скопированных. Самый лучший способ провести нашу бессмысленную для Вселенной и человечества жизнь - получать от неё максимальное удовольствие. Разумно предположить, что количество удовольствия прямо пропорционально его интенсивности (качеству) и продолжительности. Соответственно, жизнь следует, согласно этому принципу, проводить двумя путями: либо получая максимально интенсивное удовольствие (неумеренность в пище, половых связях, приём наркотиков), что как правило приводит к снижению продолжительности жизни, либо растягивать удовольствие на многие десятилетия, но в качестве стимуляторов использовать более безобидные вещи.
"Жизнь здесь и сейчас" не означает полное незагадывание будущего. Сам выбор одного из названных выше путей по сути является планированием всей жизни. Поэтому первый вариант практически неприемлем: любые наркотические вещества, включая табак и алкоголь, может себе позволить только достаточно богатый для них человек, иначе боль от ломки перевесит удовольствие от принятия; неумеренность в пище приводит к тяжёлым инвалидностям, из-за которых приходится прибегать к помощи других людей, труд которых приходится также оплачивать, не говоря уже самом том факте, что еда тоже стоит денег.
Сделать выбор нам помогает наш страх смерти, присутствующий в той или иной степени. Мы хотим пожить подольше и даже готовы что-то ради этого делать. Я вот не курю, хотя мне безумно хочется. Отказ от веры в бога - жуткая половинчатость. Как известно, дело, не доведённое до конца и остановленное на середине может иметь очень тяжёлые последствия. Так и в вопросе псевдоатеизма: наказания за грехи не последует, а после смерти наше сознание всё равно продолжит своё существование. А значит можно творить со своим телом, что хочешь. Жизнь-то одна, зато бесконечная.
Я не буду повторять Фрейда и объяснять, почему души нет, а есть психика, и она не бессмертна. В этом вопросе человек только на собственных размышлениях может прийти к какому-либо выбору, всё прочее суть метание бисера. Я пишу для тех, кто разделяет мои взгляды в этом вопросе, для всех прочих исходная предпосылка является ошибочной, а значит и вся философская концепция, которую я выстраиваю здесь, не имеет никакого разумного основания. Впрочем, это, наверное, и так очевидно ещё из "космологической" записи. Вера как раз таки даёт нам смысл жизни, утраченный в абсолютном атеизме в его несовершенстве. Современные атеистические концепции ужасны. Либо это всё те же половинчатые недоатеизмы, либо это недосказанность иного рода, когда утверждается, что бога нет, но ничего не даётся взамен. Это как если у маленького ребёнка убить родителей и выбросить его на улицу. Мне же есть, что предложить взамен, я нашёл смысл жизни, который даёт атеизм, и здесь мы возвращаемся к гедонизму.
Сразу оговорюсь на счёт возможной крайности. Наши страхи порой вынуждают нас на самые невероятные поступки. Страх смерти способен на невиданные вещи, и переход на гедонизм тем и чреват - если страх смерти слишком силён, то с ним зачастую не борются, а бегут. Бегут с помощью средств, помрачающих сознание. Предлагаю принять этот вариант за неприемлемый. Почему обязательно жить долго и счастливо, а не коротко и очень счастливо? Да нет, дело ваше. Я же говорю за себя. Это путь, который я выбрал.
Так что же получается? С одной стороны, я говорю о получении удовольствия, с другой - тут же рассказываю о сопутствующих ограничениях. Я говорю, что смысл жизни в удовольствии, но вместе с тем запрещаю его. И в этом нет никакого парадокса, если вспомнить уже сказанную выше формулу: удовольствие выражается как произведение интенсивности удовольствия на его продолжительность.
Каков же он, гедонизм? Это не только и даже возможно не столько получение удовольствия от жизни, сколько умение получать это удовольствие. Я вновь вспоминаю Машу - вот он, катализатор этой идеи! Умение наслаждаться окружающим миром просто потому, что ты жив - в этом и есть наша жизнь. А дальше уж кому что больше по нраву: еда, секс, горный воздух, шахматы и т.д. К формуле "Мы живём, чтобы получать удовольствие" надо добавить ещё "от жизни".
О практических следствиях гедонизма-детерминизма в моей жизни я бы хотел рассказать отдельно без необходимости оглядываться на уже написанное, поэтому оставлю эту тему на ближайшее будущее.