Нашествие. Я узнал о существовании этого фестиваля летом 2005 года и с тех самых пор лелеял мечту о поездке на него. Что это за зверь, я представлял по рассказам на Нашем Радио, а позже - по историям однофорумчан. В 2006 году родители мне сказали, что я ещё слишком молод для такой поездки, в 2007 этот фестиваль не проводился, зато я посетил Эммаус. И, наконец, пришла пора, когда мои ноги вновь ступили на тверскую землю.
Проблемы "как добраться?" не существовало в принципе. Собаки, собаки и только собаки. Маячил другой вопрос: "С кем?" Все мои друзья отказались по причине дороговизны фестиваля. На самом деле, ещё за неделю до фестиваля я собирался ехать один. Но 29 июня мне в личку на форуме ДДТ написал человек с ником Сим. Он просил показать крышу его московским друзьям. В тот же день мы встретились. Подружились сразу, он тоже собирался на Нашествие и пригласил меня в свою компанию, на что я ответил согласием. Так вместо того, чтобы ехать один, я поехал вместе с группой алисаманов человек в 15. Поладил не со всеми и далеко не сразу, но к Бологому водка у ребят начала подходить к концу, и я взялся за гитару. Будучи человеком довольно застенчивым, гитару я использую как средство общения. Играя песни, я иду на контакт с людьми. И когда я начал играть, люди ко мне потянулись. Звучали Чиж, Кино, АлисА, ДДТ, ГО и прочая классика.
Мы приехали в Тверь сильно заранее, чтобы ещё успеть культурно отдохнуть до захода на территорию фестиваля. Наш культурный отдых начался с поочерёдного посещения местного куриного фаст-фуда. Затем, совершенно не торопясь, мы загрузились на маршрутку и поехали в направлении Эммауса. Но у Сима были свои идеи на тему того, как нам провести оставшиеся пару десятков часов до начала фестиваля, и мы ломанулись на Волгу. Полтора километра по дороге через поле, перешли речку какую-то... Пару раз мимо нас пробегал какой-то местный спортсмен, кто-то сострил на тему белочки.
Не скажу, чтобы Волга была чем-то особо впечатляющим на этом участке. Немного шире Невы, но напрашивалось сравнение не с Невой, а с Вуоксой, потому что берега лесистые, острова есть. Посёлки раскинулись на берегах... На Неве такого нет. Ну, на привычной мне Неве. А вот на Вуоксу это было похоже. Относительно недалеко виднелись сцены Нашествия, пока что пустые. Погода была прекрасная и всячески благоприятствовала купанию, и едва расставив палатку, я поспешил осуществить этот порыв души. Вода была тёплая, но не слишком, много не плавал, зато теперь могу сказать, что я купался в Волге! Часам к 11 вечера началась гроза и мы разбрелись по палаткам, причём в мою напихали 6 человек. Так я постепенно и заснул.
Ночи в компании желающих выпить для непьющего человека - это всегда неприятное времяпрепровождение. Ни одной нормальной в плане сна ночи у меня в эту поездку не было, всякий раз просыпался по четыре раза, а потом ходил угрюмый с недосыпа. А утром я откровенно скучал, так как делать мне было нечего. Снялись с места мы очень нескоро, и побрели в посёлок. И здесь в моей жизни появились вещи, которых в ней раньше не было. Нет, вначале всё было буднично: грязная после дождя дорога, солдаты, ржущие над моими длинными волосами - этим никого не удивишь. То, что было дальше, тоже не удивит, скажем, тверьчанина, но я пребывал в состоянии культурного шока. Дело в том, что пока Сим и ещё пара ребят ходили за выпивкой, я надумал купить мороженного. Вернее, всё было немного не так: я надумал купить газировки, но подходя к кассе, прошёл мимо холодильника с мороженным, и одно название в нём привлекло моё внимание. Мороженное называлось "Эскимо "Картошка", т.е было со вкусом моего любимого пирожного. Памятую о самом положительном опыте с сырками такого вкуса, я не удержался и взял одно. И вот в этот самый момент я понял, что Петербург - европейский город, а Тверь - нет. В эскимо не было палочки. Найдите в Питере эскимо без палочки, я вам руку пожму. Я был обескуражен на долю секунды, которой мне хватило для того, чтобы осознать, что прямо на прилавке стоит целая коробка с этими палочками. Но это ещё далеко не все прелести этого мороженного. Помимо фишки с палочкой, оно ещё и оказалось вкусным. Настолько вкусным, что я успел слопать три штуки, пока не хлынул второй уже ливень. А ещё это мороженное было дешёвым. Не знаю, как в окраинных районах Петербурга, но в центре ни о каких 6-50 говорить не приходится, а вафельные стаканчики за 15 рублей стремительно эволюционируют в вафельные стаканчики за 20 рублей.
Переждав дождь, мы пошли в кафе, одержимые идеей, что на ближайшие три дня это наша последняя нормальная еда. Ну, это действительно было так. Пару раз вновь начинал моросить дождик, но наевшись и отдохнув, мы двинулись, наконец, на территорию фестиваля. И вот теперь погода Эммауса показала нам, что нас ждёт: из-за туч вышло солнце. Мой внутренний термометр не успевал подсчитывать градусы, стремительно наваливавшиеся на макушку. Дойдя до входа на парковку, мы остановились, ожидая, пока те, у кого нет билетов, приобретут их. Не знаю причин, по которым это заняло пару часов, но спешить было особенно некуда благодаря отличной погоде, позволившей позагорать. И только в районе 17 часов мы с Симом, наконец, встали и пошли на территорию фестиваля. Как оказалось, ушли мы вовремя - уже приближаясь к воротам, мы попали под очередной дождь, в этот раз не слишком сильный, но всё равно неприятный.
Охрана... Охрана - это отдельная песня, очень меня раздражающая. Я искренне хотел, чтобы меня обыскали с ног до головы, чтобы у меня из трусов достали таблетки от головной боли, чтобы у меня отобрали яблоки, которые я не успел слопать, когда узнал, что фрукты проносить нельзя, чтобы я полчаса убил на проходе. Нет. Ничего этого не было. Так, поверхностный осмотр, краткая проверка рюкзака, и свободен! Гуляй, парень. Ну хорошо, чёрт с тем, что я мог с лёгкостью пронести любую жратву, просто положив её на дно рюкзака. По-настоящему выводит из себя проверка билетов. У меня никто не спрашивал билет на палатку. Более того, никто не заметил у меня палатки. Так, к слову, я заплатил за палаточный билет 1150 рублей. На эти деньги можно купить девушке цветы, коробку конфет и сводить в кино. Или просто снять дешёвую шлюху. Но я потратил их на палаточный билет, который мне даже не пригодился, просто потому, что палатка лежала в рюкзаке, а на охране предъявлять билеты не надо было.
Мы с Симом быстро нашли место, где нам забили участок для палатки, я распаковался и под дождём собрал палатку. Наверное, всё же стоит сказать о ней пару слов: палатки как таковой у меня вообще-то не было. Я её не могу найти уже с мая, и есть у меня такое нехорошее подозрение, что она была потеряна на октябрьском слёте. Но это, в принципе, не являлось такой уж проблемой: на территории фестиваля не наблюдалось ни комаров, ни муравьёв, встал я на возвышенности, так что никакой дождь меня бы не достал. Температура воздуха позволяла рассчитывать на то, что необходимости "надышать" не возникнет. Проблема заключалась в том, что вместе с палаткой бесследно исчезли и стяжки. И вот в этом месте начинает работа моей извращённой мысли. Об отсутствии стяжек я вспомнил в шесть утра 3 июля, когда уже пора было выходить на Московский вокзал. Верёвка была в комнате у отца, а я пообещал ему, что не буду будить. Перерыл полдома в поисках верёвки и нашёл их - два идентичных шнура чёрт знает от чего длиной свыше двух метров. Уже в процессе установки тента обнаружил, что на нём отсутствует одно из колец для стяжек - пришлось прорезать его ножом. На самом деле, я опасался, что шнуры не выдержат, но складывалось ощущение, что их можно использовать для соревнований по перетягиванию каната. Вот такая у меня была палатка.
И вот, когда я уже всё установил, когда к нам доподтянулись остальные, я пошёл к малой сцене. Один из всей наших, так как никто больше не планировал начинать свою концертную программу раньше 20 часов - выступления Агаты Кристи. У меня же были другие планы - в 18:45 играла группа "Провода", и я поспешил к Альтернативной Сцене. Людей было предостаточно, чему я был несколько удивлён - до выступления первых хэдлайнеров ещё прилично времени. Выступила группа на отлично, не считая дурацкого рукомахания вокалиста. Играли "Про Кино", "Глубоко", "90ые", "Похолодало", "Садо-мазо" и, может, что-то ещё, но я не запомнил.
Краткий отдых, встреча с теми, кто задержался и дошёл только сейчас, а затем - Агата Кристи. На сольных концертах этой группы я никогда не был, но два раза слышал их на фестивалях в прошлом году: пивном фестивале и Эммаусе. В первый раз я подумал, что это просто неудачное выступление, с кем не бывает. Во второй раз подумал, что мне просто не повезло. Но на третий раз я уже укрепился во мнении, что Агата Кристи для меня - совершенно не концертная группа. Я с удовольствием слушаю их песни дома, но выступление на Нашествии было просто ужасным, несмотря на то, что они исполняли свои лучшие песни, которые мне действительно нравятся. Можно даже не перечислять, а просто взять какой-нибудь сборник с лучшими песнями и прочитать их названия. Но одна песня вызвала смех у многих присутствовавших: я говорю о песне "Грязь" и конкретно о строках: "Ты увидишь, что напрасно называют грязь опасной, ты поймешь, когда поцелуешь грязь". И на этом месте я хочу немного рассказать о том, что посетителям фестиваля больше всего на нём запомнилось, вне зависимости от того, когда они приехали или уехали.
Когда мы только зашли на территорию фестиваля, я её даже не заметил. Потом, когда Сим взял фан-браслет, и мы пошли к месту, где нам забили участок под палатку, я обратил внимание, что здесь очень грязно. Но я решил, что это просто такой участок на входе. Но уже метров через 20 все подобные подозрения были развеяны: грязь была везде. На островках без грязи стояли палатки. Даже со стороны это выглядело неким причудливым архипелагом; интересно, что можно было увидеть с вертолёта? Откуда взялась грязь? Да просто военные перекопали "Уралами" поле, а потом дождик пошёл... трёхдневный... Её действительно было невероятно много, и даже 93000 посетителей оказались не в состоянии втоптать её в землю. Особенный контраст это вызывало с прекрасно сохранившейся у меня в голове картинкой фестиваля годовалой давности, проходившего на свежей зелёной траве, а не по щиколотку в грязи. Дождь, который шёл часов по пять каждые сутки, также не способствовал улучшению состояния почвы.
Перед тем, как началась АлисА, к нам, простым посетителям фестиваля, из фан-зоны вышли солдаты. Они выстроились в линию и отрезали "не-фан" от "фан" и ещё небольшого кусочка, на котором я удачно оказался. К слову, волновалась охрана зря: никаких беспорядков на протяжении всего фестиваля не было. Ну а само выступление прошло совершенно стандартно, за исключением того, что я впервые слушал Алису без слэма. Было очень енпривычно, что не надо ни с кем толкаться, а можно просто наслаждаться песнями. Вот этими самыми: Земля, Солнце на блюдце, А тут, Стать севера, Пересмотри, Вот так, Инок, воин и шут, Небо славян, Мое поколение, Апрель, Иго любви + барабанное соло, Красное на черном, Спокойная Ночь, Все, что я хочу, Северная быль и Мы вместе на бис. Итого, 16 песен. Группа отыграла просто волшебно, при всём моём неоднозначном к ней отношении, и кроме того - выступление длилось 70 минут вместо 40 заявленных. Как и всегда - море фаеров, драйва, хорошей музыки. На сольники алисовские я больше не хожу, потому что человек, выступающий в футболке "Православие или смерть" является моим врагом по определению, но грех не сходить на её выступление на фестивале, раз уж я всё равно заплатил деньги. Перед тем, как группа вышла на бис, встретил Наташу, но она меня не узнала. Это, впрочем, неудивительно, потому что я был в шапке, волосы спрятаны под неё, да ещё и бородища моя не придаёт лицу знакомых очертаний для тех, кто меня не видел больше, чем полгода.
Уставший, я поспешил к своей палатке, где и завалился отдыхать. Спать пока не ложился, потому что хотел послушать 7Б. Моя палатка располагалась очень удачно: лежишь с одной стороны - слушаешь малую сцену, перекатываешься на другую - большую слушаешь. Вылезать смотреть на 7Б я не стал, слушал в палатке. Был здорово разочарован: группа оказалась откровенно скучной, причём настолько, что после того, как я услышал долгожданную песню про некрещёную луну, я продержался не больше двух минут и заснул.
С утра, как и планировал, пошёл на Фактор Страха. Вот это было превосходно! Программа включала в себя песни с последнего альбома (был, в частности «Город»), который является моим любимым. Басист у группы офигенный! Некоторые из наших смотрели издалека, сказали, что подумали, что я на сцену вышел, только потом разглядели, что у него волосы до пояса, у меня всё же покороче немного.
После Фактора мне делать было, в общем-то нечего, потому что выступление группы Декабрь было запланировано на 13:30. Я решил просто полежать в палатке, кроссворды поразгадывать. Попутно я слушал группы, выступающие на малой сцене, и, надо сказать, прекрасно провёл время. До того, как я отправился на Декабрь, я успел послушать Скрэтч, Амели, Totem и Смех. Ни с одной из этих четырёх групп я раньше знаком не был, но не уши же затыкать! Тем более, что и повода особенного не было: группа Скрэтч мне очень понравилась, став первой в списке моих открытий на фестивале. Смех откровенно повеселил своей песней "Смех - говно!" Мне Игорь потом рассказал, что их фаны на стенах так и пишут. Ну правильно, музыка действительно не ах. После их выступления ведущий сказал: "Ну хорошо хоть они понимают, что они говно".
Посмотрев на время, я понял, что альтернативная сцена убежала вперёд, то есть до Декабря у меня есть время послушать группу, которую я послушать хотел, но решил отказаться от этого в пользу Декабря. Но раз уж всё так удачно складывалось... Вообще, как выглядят ребята из группы "Корсика" я не представлял. И поэтому, когда вышел басист с шестиструнной басухой, я только присвистнул, пробормотав что-то о бессмысленных понтах. Зря, на самом деле. Играл он классно, как и все остальные участники группы, но особенно мне понравился вокалист: у него очень доброе лицо. Как год назад меня привлекла группа Провода своей искренностью, так эта группа привлекала добротой лица, милой улыбкой. Песни я, в основном знал, кроме одной новой, которую, как нам сказали, исполняют для широкой публики впервые. В последней песне я, конечно же, не сомневался, "Про Рок" была потрясна и, как мне кажется, не оставила равнодушными даже панков, валяющихся на мусорных мешках неподалёку.
Желание остаться ещё и на Театр Теней у меня было, но Декабрь был мне дороже, и я побежал к главной сцене. И вот тут случился облом: я на него опоздал и пришёл только на последние две песни. Но огорчение быстро сменилось радостью, потому что закончили своё выступление они песней "Стёкла гразных улиц" и моей любимой песней этого коллектива: "Война". Лицо Миши Семёнова на экранах было довольным, да и я, несмотря на то, что услышал всего две песни, чувствовал, что группа выступила на отлично. Позже узнал, что играли также "Ушла во мрак" и "Боль". Жаль, что не успел вовремя, очень люблю первую песню.
На альтернативной сцене мне делать было нечего, и я остался на главной, о чём ни капли не пожалел.
Я не настолько люблю Юту, чтобы пойти на сольный концерт, и такое отношение у меня ко многим исполнителям. Именно поэтому я так люблю фестивали - это прекрасная возможность насладиться лучшими песнями интересных групп, не выслушивая неизвестную тебе тягомотину. Ну, без тягомотины, к сожалению, не обошлось, но в целом, выступление Юты мне очень понравилось, хотя она сыграла и не все те песни, которые я хотел услышать, смешав свои хиты, такие, как "Я тебя" и "Хмель и Солод" с новыми песнями. У неё потрясающий образ, и хотя я видел её только на экране, но некий абстрактный свет от неё лучился во все стороны. Я говорю не о концертной подсветке, а об ауре, которую наше воображение рисует. Такое светлое, радостное, доброе лицо было перед микрофоном, что у всех слушавших тоже невольно появлялись тёплые улыбки на лицах. Юта излучала искренность и любовь, и это было классно.
И в жёсткий противовес светлому выступлению Юты было мрачное выступление Кукрыниксов. Говоря об Агате Кристи, я сказал "совершенно не концертная группа". То же самое я могу сказать и о Кукрыниксах. Как бы хороши не были их песни в записи, на их концерты неприятно ходить. И в отличие от Агаты, здесь у меня есть опыт не только open-air'ов: 17 декабря 2005 года я уже ходил на концерт Кукрыниксов. Да, я никогда не забуду этот концерт, но группа здесь ни при чём, потому что выступила фигово. Как и в этот раз. И видно, что Горшенёв старается и что у басиста в глазах настоящий огонь, да вот только толку от этого никакого. Не удаётся концерт, и хоть ты тресни. Тем не менее, я достоял до конца, потому что выступление Чёрного Кофе на альтернативной сцене должно было начаться ещё нескоро, да и играли, в общем-то песни, которые мне нравятся: "Наше кино", "По раскрашенной душе"... Правда были и те, которые я терпеть не могу: "Солдатская печаль", "Печаль", "Никто".
Должно было... Да нет, на Нашествии никто никому ничего не должен, особенно когда дело касается следования расписанию. Последние ноты одной из своих любимых песен ЧК "Владимирская Русь" я дослушивал уже, пока бежал к сцене, искренне надеясь, что мои кроссовки не завязнут в грязи в самый неподходящий момент и что я не подскользнусь на повороте. Выступление Варшавского и е го команды я могу назвать лучшим на альтернативной сцене. Я вообще его представлял совершенно по-другому, а оказался такой крепенький мужичок-боровичок с гитарой, который ещё и классно умеет играть. Прозвучали и "Церквушки", и "Чёрный Кофе", но главным ударом оказалась песня "Листья", моя любимая у группы. Вот это было действительно круто! В полную противоположность Кукрыниксам, Чёрный Кофе как раз-таки самая что ни на есть концертная группа с офигенным живым звучанием, здорово отличающимся от студийного в лучшую сторону. А голос Варшавского был просто неподражаем, и в отличие от студийных работ не мог заслужить ни единой претензии. Я бы сказал, группа выступила безупречно. Чтобы она ещё и альбомы писала такого же качества, как выступления, так цены бы ей не было.
Отвратительная погода всё же вносила определённые коррективы в мои планы, и на Би-2 я решил забить, оставшись в палатке и слушая альтернативную сцену. После выступления Александра Ф. Скляра, который стал вторым открытием фестиваля для меня, я уже собрался было бежать на Арду, когда ведущий альтернативной сцены сообщил, что дороги размыло и некоторые группы вынуждены добираться пешком. Арда оказалась в их числе, поэтому в ожидании группы я успел послушать Ото-Мото, Беzумные усилия и Амнезию, причём последней вообще не было в писке участников. Надо сказать, что все три группы нулевые и ничего из себя толкового не представляют.
Времени было 6 часов вечера, именно в это время должен был начаться концерт группы «Пурген», но Арда, наконец, приехала. Вот честно, я чувствовал себя неудобно, когда пара тысяч собравшихся начала кричать: «Пур-ген! Пур-ген!», несмотяр на то, что ведущий объявил выход группы Арда. А они ещё и очень долго настраивались, что привело панков в бешенство. В самом центре толпы я почувствовал себя неуютно, но панки постепенно расходились, а крики: «Ар-да! Ар-да!» становились всё громче. И наконец, группа начала выступление. Год назад, на Эммаусе, лично для меня группа с треском провалилась. Затем вышел совершенно никакой альбом, и я решил, что группа окончательно забрела в эту степь. Не скажу, чтобы это выступление мне так уж офигенно понравилось, но приятное впечатление оставило, особенно на фоне моих не самых радужных ожиданий относительно него. Вокалист, как всегда, - красавчик, никакой дождь такие волосы не испортит. Первой песней, как обычно, была «Тает Снег». Пришедшие на выступление, разумеется, узнали её с первых же нот, приветственно вскинув руки вверх. Затем звучали «Через Шторм» и «Без Ответа», которые мне не нравятся, а закрыла выступление группы песня «Экзорцист». На самом деле, если бы Арда исполнила «Первую Зиму», то у меня не было бы к нем претензий. А так при всём качестве исполнения меня просто не устраивает плэй-лист.
Как только Арда закончила играть, я поспешил ретироваться к краю участка. Конечно, я люблю группу «Пурген», но сложить за неё голову в слэме как-то не готов. Был я один раз с краю пургеновского слэма, мне этого зрелища навсегда хватило, чтобы понять, что туда лучше не соваться. Вообще, выступление Пургена было офигенным по своему заряду. Игрались любимые поклонниками группы песни, такие как «Не голосуй или проиграешь», «Роботэйшн – деградэйшн», «Философия урбанистического безвремения», «Мечты ребёнка», «Город крыс», «Я буду прогрессивен» и многие другие. Было сыграно больше десятка, а то и полутора десятков песен, в том числе и моя любимая «Серый Бетон». Также в память о Егоре Летове была исполнена песня «Анархия» (кто-то из прослушанных мной до этого групп исполнял кавер на песню «Плюшевый Мишутка», но я не запомнил, кто именно). Но чем действительно запомнилось выступление группы, так это не песнями, а речью, которую толкал лидер группы. Перед тем, как спеть песню про вред алкоголя Руслан Пурген минут пять рассказывал, что с тех пор, как он бросил пить и курить, он чувствует себя гораздо лучше; что алкоголь и курение – средства порабощения; что существуют злые люди, такие как директора пивоваренной компании ПИТ (генеральный спонсор фестиваля, чьи стяги висели по бокам от сцены – прим. моё), которые хоятт привести человечество к деградации путём больших продаж алкоголя. Вот честно, я зауважал этого человека после такой речи. Совсем не таки представлял я себе главного панка страны, и моё мнение изменилось в лучшую сторону.
Пурген закончился. Я вернулся к палатке и задумался, хочу ли идти на Сплин. Хорошо так задумался. Посмотрел на те полторы сотни метров, которые для этого надо было пересечь, утопая в грязи, и подумал: «Ну его нафиг, этого Сплина!» В результате, я остался у палатки слушать альтернативную сцену.
И, как оказалось, не зря. Я проторчал почти до конца, послушав такие группы, как Deform, #####, FAQ, Animal ДжаZ. Первая и третья без раздумий были мной занесены в открытия фестиваля, 5# оставили неоднозначное отношение, но всё-таки решил в будущем познакомиться с их творчеством поближе, а вот Animal ДжаZ мне напомнил 7Б. То есть был скучен. Нет, надо сказать, что он был на порядок круче 7Б, и была масса любимых мной песен, но слушал я их в пол-уха, потому что в полтора уха я слушал группу «Браво», игравшую на большой сцене. Вот это было что-то грандиозное! Это выступление, где каждая песня стала классикой ещё до твоего рождения, где каждое слово знакомо до теплоты, каждая нота заставляет трепетать от чувства родного. Какой там Animal ДжаZ, когда исполняется «Этот город самый лучший город на земле»! В конце концов, я всё же побежал к большой арене, но «Браво» своё выступление уже заканчивали. Что до песен, то здесь как с Агатой Кристи: хочешь узнать, что играли – возьми сборник лучших песен. Хавтан, кстати, был безупречен, при всей моей любви к Сюткину.
Ещё немного хочу рассказать про выступление группы FAQ, потому что это было необычное выступление. Лидер группы показал себя офигенным человеком, вёл себя очень достойно, общался со зрителями. Мне запомнилась ткая ситуация. Он спросил у аудитории, кто из какого города. Потом вдруг замолчал и посмотрел на стоящего с краю ведущего. Он спросил: «Почему ты улыбаешься? Тебе кажется смешным, что я спрашиваю у своих друзей, откуда они приехали?» Кто-то может сказать, что это гопническоое поведение. Но вот это слово «друзья»задело за живое, это то, как исполнитель относится к тем, кто его слушает.
Выступление группы «Пикник» меня поразило. Нет, не качеством исполнения или поведением выступающих, или очередным шоу. Нет, оно поразило меня своей продолжительностью, не превышавшей 10 минут. Шклярский и его команда исполнили три песни! Только три песни, зато какие: «Королевство кривых», «У шамана три руки», «Серебра!» Но это не отменяет того, что выступление группы должно было длиться в четыре раза дольше. То, что не укладывались во время, меня нисколечко не волнует – это проблема организаторов, а не наша.
Есть у группы «Король и Шут» одна песня, которую я никогда не слушаю на концертах, потому что знаю, что она всегда исполняется последней, а значит, есть смысл бежать в гардероб, пока там не началась давка. На фестивале никуда бежать не надо, а песня всё равно исполняется, так что «Гимн Шута» я всё-таки услышал спустя кучу времени. Но эта песня была последней, а до неё прозвучало ещё 17 отличных композиций: Ром, Дурак И Молния, Волшебный Глаз Старика Алонса, Джокер, Исповедь Вампира, Прыгну Со Скалы, Медведь, Писатель Гудвин, Отражение, Некромант, Помнят С Горечью Древляне, 13 Рана, Ели Мясо Мужики, Проклятый Старый Дом, Кукла Колдуна, Лесник, Марионетки. Ни одной плохой песни, отличный полноценный концерт с отличным «акапелло» Горшка! После этого действа, не имея ни малейших сил оставаться на ночной рейв и лазерное шоу, я доковылял до своей палатки и тут же завалился спать. Удивительно, что заснул сразу, хотя перед поездкой я здорово волновался за свой сон, вспоминая прошлогодние ночные программы, на которых выступали различные Касты и Смоки Мо.
Третий день на фестивале встретил меня дождём и чувством, что я полон сил! Но, как назло, до Бригадного Подряда у меня не было никаких планов, то есть два часа можно было валяться и бездельничать, слушая выступающих на альтернативной сцене. Открывала день группа Inside You, довольно скучная команда, играющая какой-то расплывчатый тяжеляк. Вот F.P.G. выступили отлично. Я не пошёл на них, потому что знал мало песен, но играли они весело, азартно, ноги просились в пляс. Настоящий безбашенный панк-рок. Выступление группы Arida Vortex я очень ждал, потому что там поёт Andy Vortex, вокалист группы «Ольви», но был разочарован. Нет, не то, чтобы разочарован, просто не впечатлён. Хотя, конечно, по равнению с выступавшими следующими группой Mamay, Arida Vortex сыграла хорошо.
Бригадному Подряду было суждено повторить судьбу Пикника. Было сыграно три песни: «Висилиццо-танцевать», «Рив Гош» и «Попса». Перед второй то ли Конвисер, то ли Сантёр рассказал байку: якобы он звонил в Рив Гош с просьбой финансово проспонсировать исполнителей песни про них, на что ему ответили: «Вы знаете, мы слушали вашу песню всем коллективом… Нам не понравилось». Повеселило. Группа вообще весёлая, очень жаль, что так мало сыграли.
Большая сцена запаздывала – времени было уже половина второго. Памятуя печальный опыт пропущенной песни у Чёрного Кофе, я поспешил на альтернативную сцену, чтобы не опоздать на группу «Ольви». Однако на ней всё как раз-таки шло по плану, и на сцену вышла группа БЕНZИН. Шёл небольшой дождь, но настроение было прекрасное. Возможно, именно это послужило причиной тому, что группа мне так понравилась, но вообще, там было, чему нравиться. Очень хорошая песня «Ромео не умрёт». В общем, весь небольшой репертуар группы был сыгран на этом концерте. На первой песне вокалист держал в руке камеру и записывал видео. Обещал, что в интернете будет, жду.
На площадь перед альтернативной сценой потихоньку стекались панки и пьяные бабы – верный признак выступления Блондинки КсЮ. Но перед ней должна была также выступить группа, которую я уже очень давно хочу услышать вживую – Ольви. Как и Арда, они очень долго настраивались, что вызвало возмущение у панков. Что до меня, то могу с уверенностью сказать, что у этого выступления был лишь один недостаток: сет-лист. Да, я знал все исполнявшиеся песни, но из трёх моих любимых песен группы была сыграна только одна – «Убийца». Во всём остальном группа выступила безупречно.
Ну а затем вышла КсЮ. Вернее, вначале вышли мальчики в чёрных рубашках с красными погонами и карманами, держащие в руках гитару и бас-гитару, затем под аплодисменты сел за барабаны Снэйк, и в завершение картины щедро раздетая Ксения появилась на сцене порадовать нас своими песнями. Чего играли, вообще не помню, но было весело. Сзади меня какой-то парень был в куртке с молниями, спину мне здорово порезал, но всё равно все мы прыгали, кричали – в общем, классно проводили время. Запомнилось почему-то, как какой-то волосато-бородатый металлюга лет за тридцать пять приставал к симпатичной девушке с перекрашенными глазами.
На Приключения Электроников я не успевал, до Пилота ничего слушать не собирался, а альтернативная сцена себя для меня исчерпала. Какое-то время я поторчал у палатки, слушая группу Фантастика (вообще непонятно, как это оказалось на Нашествии), затем начались Butterfly Temple, под которых я начал собирать палатку. Полюбовался на хороводы. Которые водили люди на площади перед сценой – впечатлило. Пока не начался Пилот, я ещё оставался послушать Тролль Гнёт Ель, но группа мне не понравилась совершенно. И едва я услышал начало объявления о выступлении Ильи Чёрт сотоварищи, как поспешил к Главной Сцене по грязи.
После непродолжительных поисков я отыскал уютное место перед левым экраном с видом на лужу. Бухнув в грязь рюкзак, я уселся сверху, положив себе на колени палатку. Так, под трёп ведущих, я сидел до выхода группы на сцену. Затем гитара оказалась на моём месте, а я встал рядом с рюкзаком и начал вливаться в музыку. Не просто слушать, а именно вливаться, то есть ещё и танцевать, вернее, двигаться в такт. Ну и трясти хаером, разумеется, куда ж я без него. Играли «Шнурок», «Рок», «Неродина», «Нет Вестей С Небес», «Будь Джедаем!», «Сибирь», «Мама» и ещё чего-то в самом начале. На Пилот я, как известно, не хожу уже с марта 2007 года, но фестивали люблю. Дело здесь исключительно в программе, и фестивальную программу группы Пилот я обожаю, что бы там не говорили на тему того, как всех задолбали эти песни. А мне вот, наоборот, не хватало «Терроризма» и «Королевства», вот так.
Вообще, начиная с Пилота я никуда уже не планировал уходить с того места, на котором устроился. Меня напрягала Пелагея, которая должна была выступать после Пилота, но по какой-то причине её не было, чему я был несказанно рад. И сразу после Пилота началось одно из лучших выступлений фестиваля – на сцену вышла группа «Наив»!
Я не являюсь таким уж большим любителем группы, но то, что фестивальные выступления у них действительно классные – это факт. Но в этот раз они превзошли сами себя. Чача вышел пьяным настолько, что с трудом держался на ногах. На какое-то время он даже садился в пластиковое кресло. Ни единой плохой песни, только хиты! Итак, по порядку: G8, Что Нам Делать, Думаешь Нет - Говоришь Да, Иллюзия Свободы, Часики, Воспоминания О Былой Любви, Се Ля Ви, Суперзвезда, Моё Сердце (Не Остановилось). Перед «Часиками» Чача заявил, что они воскресили Мэрилин Монро, и на сцену вышла эффектная блондинка в красном платье. Я вначале решил, что это КсЮ, но на экранах было незнакомое мне лицо. Песню «Воспоминания о былой любви» Чача сопровождал активной жестикуляцией. Мне запомнился жест «насаживания» во время «и развлекались мы потом», ну и без примитивного хватания за горло во время «просто задушить» тоже не обошлось.
Теперь всё шло по нарастающей, и с каждой группой, выходившей на сцену, я чувствовал всё большее эмоциональное возбуждение, телодвижения становились всё более неистовыми, пение – всё более яростным. Но всё это было чуть позже, потому что следующая группа совершенно к подобному не располагала: выступала «Серьга»! Это была одна из тех групп, которые я мечтал услышать, но на концерт не пошёл бы. При том, как мало я люблю у Серьги, это неудивительно, а удивительно то, что все шесть сыгранных песен входят в список моих любимых у группы, кроме новой песни «Праздник»: «Страна Чудес», «Праздник», «Холодное Море Молчит», «Отпустили Холода», «Тёплый Воздух От Крыш», «А Что Нам Надо». Галанин играл с удовольствием, ему было в кайф. И мне тоже!
Как-то неправильно я, наверное, готовлюсь к концертам: больше всего меня радуют группы, от которых я ничего особенного, как правило, не жду. Собственно, именно поэтому они меня и радуют: потому что превосходят ожидания. А другие группы – такие, как Эпидемия – всякий раз не оправдывают возложенные на них надежды и играют совсем не те песни, которые хотелось бы услышать. Разочарование я испытал уже в самом начале, когда Самосват заявил, что играть они будут только песни с «Эльфийской Рукописи». К счастью, это оказалось неправдой. Но это были ещё не все сюрпризы: на первых двух или трёх песнях мы слышали только музыку, без голоса. Самосвата не было слышно, хотя он минут пять настраивал голос перед выступлением, когда все остальные уже были готовы. Я раньше бывал на концертах Эпидемии и знаю, что многие песни, которые они любят исполнять, я терпеть не могу. Но то, что из пяти песен, исполненных на Нашествии, мне нравится только одна, кажется несколько несправедливым, что ли. Ну не люблю я Эльфийские Рукописи, чтоб им пусто было! А кроме восхитительной «Звон Монет» исполняли именно их: «Исповедь Первого Бога», «Час Испытания», «Пройди Свой Путь», «Вечный Воитель». Кроме того, мне показалось, что Самосват не тянул. А вот Изотов, Мамонтов и Мелисов были на высоте – каждого из них показывали эпизодически на экране, и можно было увидеть их гитарную рубку.
После Эпидемии выступила группа, которую я слышал уже второй раз. И совсем недавно имел удовольствие ознакомиться с полной дискографией, поэтому уже мог подпевать им во всех песнях, а не только в тех, что некогда крутились по Нашему Радио в те далёкие времена, когда я его слушал. Исполнялись «Золотая Антилопа», «Капитал», «Попсовый Жлоб», «Ты Кинула», «Манифест», «Харэ». Лучшее из лучшего! Как всегда, Михалок читал стихи перед каждой песней. Я, признаться, думал, что он регулярно сочиняет что-то новое, но они совпадали с тем, что я слышал на Чартовой Дюжине в феврале. Впрочем, впечатления это не испортило. Песню «Попсовый жлоб» я слышал впервые почему-то, очень понравилась! А «Манифест» выкрикивало всё Нашествие, видимо из большой солидарности с текстом.
Ноги подкашивались, и я плюхнулся на рюкзак. Самое время – должны были играть две группы, которые я не очень-то и люблю: Ю-Питер и Крематорий. Вначале вышел Бутусов со своей группой и лучшими хитами, так что даже я со своим нейтральным отношением к группе пожалел, что слишком устал, ведь звучали» Скажи Мне, Птица», «Вселенская», «Гибралтар-Лабрадор», «Тутанхамон», «Дыхание», «Одинокая Птица», «Князь Тишины». А закончился сет песнйя Кино – «Звезда по имени Солнце». Пели, конечно же, все.
Крематорий тоже поразил подборкой: «Геенна Огненная», «Амстердам», «Оля», «Катманду», «Безобразная Эльза», «Маленькая Девочка». Даже мне, не особому любителю Крематория понравилось. Ну и последняя песня очень порадовала, конечно, моя любимая у группы.
Из всех выступавших на Нашествии групп моей любимой является Ария. И в первую очередь из-за неё я с таким нетерпением ждал самый конец фестиваля. Но на деле всё получилось по-будничному. По-будничному отлично. Да, офигенный сет-лист («Последний Закат», «Раскачаем Этот Мир», «Крещение Огнём», «Колизей», «Осколок Льда», «Герой Асфальта», «Улица Роз», «Беспечный Ангел»), да, офигенная техника, да, отличная обстановка. Но не хватает Арии чего-то новенького, какой-то свежей струи. А то действительно динозавры, как они себя окрестили, динозаврами, и последний альбом уже успел поднадоесть. Короче, жду от них новой работы. Беркут, как всегда, выпендрёжничал (забодал он своим корченьем рож, вот, честное слово!), но за Осоклок Льда я ему готов всё простить. В общем, претензий по качеству не имею. Ещё жутко порадовал тnun факт, что Сергей Попов играл точь-в-точь на такой же гитаре, на которой играю я.
Не один Руслан Пурген не любит пиво. Юрий Шевчук так просто заявил, что выступать под рекламой пива не будет. И что бы вы думали? Реклама была занавешена белыми полотнищами. Я даже не заметил, когда это произошло, Но Юрию Юлианычу моё уважение за этот поступок. Вот я рассуждал на тему того, что когда многого ждёшь от группы, особенно неприятно этого не получать, и что, наверное, не стоит многого ожидать от выступления. А вот группа ДДТ вызывает обратные мысли: если от выступления ждёшь многого, то особенно приятно будет это многое получить. Если в двух словах, то выступлении ДДТ было лучшим на фестивале Нашествие. Шевчук на протяжении полутора часов не просто пел, но и общался с залом, создавал какую-то особую атмосферу доверия и взаимопонимания. Ничего подобного не было ни у одной из выступавших до этого групп, кроме, разве что, FAQ. Но у тех и задачка была попроще: перед ними было две тысячи человек, а не 80 тысяч. Треклист был крайне разнообразен: «Ангел», «Зверь», «Новая Россия», «В бой», «Дым», «Пропавший без вести», «Церковь без крестов», «Мы», «Мама, это - рок-н-ролл», «Попса», «Контрреволюция», «Просвистела», «Напиши мне, напиши», «Когда закончится нефть», «Ветер», «Родина», «Это все». Здесь мы видим и супер-хиты, и последний альбом, и свежие вещи с будущего альбома, то есть полноценную концертную программу. От новых песен я был в полном восторге. Кроме того, ДДТ составили действительно великолепный видеоряд. Из петербурга вместе с Дядей Мишей приехал целый джазовый оркестр, а Юрий Шевчук отплясывал на сцене так, как я не видел с Чартовой Дюжины 2006 года! Прыжки, скачки, размахивание руками – всё это сливалось в один бешеный танец, слова, словно плети, разрезали воздух, ударяя по ушам каждого, в какой бы точке поля он не стоял. Это действительно было лучшее выступление на Нашествии.
Путь домой мне всегда приятней, хотя бы потому, что он ведёт к дому. Но здесь можно ещё сказать, что он был приятней, потому что теперь я был со всеми знаком и отсутствовала необходимость вписываться в компанию. Мы вышли с территории фестиваля и практически сразу встретили стоянку автобусов, поджидавших нас. Водилы содрали с каждого по сотне, но до Твери довезли, до самого вокзала. Потратив какое-то время на поиски пирожков, продававшихся здесь год назад, я, ничего не найдя, лёк прикорнуть. Разбудила меня местная милиция, услужливо предупреждавшая о том, что наша электричка через 40 минут и любезно показвшая дорогу по моей просьбе. Пока я собирал оставленные кроссворды, я краем глаза заметил знакомое лицо. Ба, да это же Russian, мой давний знакомый по форуму ДДТ! Сказать, что я был его рад видеть – ничего не сказать! Я не видел его полтора года, и за это время он уже успел отслужить в армии. С ним были и другие ДДТшники, среди которых я узнал Ildar’а и Satiger. Тем не менее, на вокзале мы разминулись и больше не встречались. Ну а дальше следовал стандартный маршрут: сон до Бологого, закупка колюасы и поедание её до Окуловки. Я опасался, что мы встанем в Окуловке на восемь часов, как это было год назад, но, видимо, расписание за это время успели подкорректировать, и ждать нам пришлось «всего» четыре с половиной часа. По дороге из Окуловки в Малую Вишеру я расчехлил гитару, и началось… К нам подсели мужики, подпевали… На «Сумерках» Алисы пел весь вагон. И вот, последний участок: Малая Вишера – Петербург. Песня за песней, гитара переходит из рук в руки, Алиса сменяет Чижа, Гражданская Оборона – Алису, и так до самого Колпино, пока мы не выдохлись. С подошедшими контролёрами у нас не заладилось, но два милиционера, которых то ли они вызвали, то ли просто мимо проходили, только добродушно улыбнулись нам и спросили, как прошёл фестиваль. Удивительно везло мне с милицией в этом путешествии – все были рады помочь. Я не забыл ещё, как в Эммаусе все стремились лишь поскорее от нас избавиться.
Вот он, Петербург. Московский вокзал. И в ознаменование конца путешествия, я, как и всегда, опустился на землю и поцеловал асфальт вокзала любимого города.
Немного сухих фактов напоследок.
Лучшие выступления: ДДТ, Чёрный Кофе
Омон: ни единой претензии, никаких проблем не возникало, ребята были вежливыми, на вопросы отвечали
Туалеты: засраны до ужаса, но тут мне, видимо, не повезло, потому что я видел, что убирали их постоянно
Территория: грязь была, пожалуй, единственным серьёзным недостатком, но испортить фестиваль ей было не под силу
Звук: могло быть и лучше, знаете ли, и в первую очередь это касается Большой сцены. Не было учтено расстояние между динамиками, и пятьдесят метров давали хорошо ощутимую разницу в одну шестую часть секунды, что порой превращало звук в бессмысленную мешанину. Приходилось искать места, где слышен только ближайший динамик. Ну и плюс пропажа голоса на Эпидемии.
Цены: не колыхали совершенно. Ничего, кроме воды, я на территории фестиваля не покупал.
Ну, вроде и всё. Я пережил Нашествие! С нетерпением жду следующего раза, а если всё будет круто, то уже не только в качестве зрителя, но и участника!
P.S.: в этот раз я ездил без флага, но точно знаю, какой сделаю для следующей поездки: на древко удочки привяжу четыре полотнища. На самом верхнем, сделанном самостоятельно, будет написано: "Русский рок - круто, но не ограничивайте себя им!" и стрелка, указывающая вниз, на остальные три флага: "Judas Priest", "Annihilator", "Carcass". Если поместится, ещё "Dimmu Borgir" добавлю.